Страховые организации очень экономны. Они часто стремятся сократить свои расходы за счет страховых возмещений, которые положены при ДТП. В результате потерпевшим самим приходиться бороться за справедливость и добиваться причитающихся им сумм. В этой статье мы расскажем, почему так происходит, и как нужно действовать в подобных ситуациях с точки зрения закона.
Причины занижения выплат страховой компанией
С 2014 года страховщики при вычислении размера ущерба обязаны руководствоваться едиными правилами Банка России.
- Размер возмещения = действительная стоимость имущества – годные остатки. Это относится к ситуациям полной гибели авто или приближения стоимости ремонта к цене самого автомобиля (особенно, когда ремонт выходит дороже).
- Размер возмещения = расходы на восстановление (если автомобиль поврежден). При этом:
- расходы на восстановление = расходы на запчасти, материалы + расходы на оплату труда мастеров;
- стоимость вычисляется из среднерыночных цен;
- учитывается износ деталей (не более 50% от рыночной цены).
Согласно положениям закона об ОСАГО сумма страхового возмещения ограничена лимитом и не может быть выше 400 000 руб.
ВНИМАНИЕ! По действующему законодательству в случае повреждения транспортного средства (когда его можно восстановить) страховщик обязан вместо выплаты обеспечить проведение восстановительного ремонта. Исключение: потерпевший умер, инвалид, получил тяжкие увечья при ДТП, или потерпевший и страховщик договорились о компенсации. Проведение восстановительного ремонта также на практике вызывает определенные сложности, которые потребуют привлечения опытного автоюриста.
Параметры, необходимые для расчета размера страховой выплаты, вычисляются на основании осмотра поврежденного автомобиля страховщиком и/или с помощью независимой технической экспертизы.
Однако, несмотря на то, что методика определения ущерба стандартизирована, пострадавшие в ДТП лица регулярно сталкиваются с проблемой занижения страховой выплаты по ОСАГО. Случается это по ряду причин.
- Как правило, ущерб оценивается с помощью осмотра. Страховщикам не хочется дополнительно тратиться на проведение экспертиз. Осмотр делается «на глаз», потому и итоговый размер ущерба обусловлен больше субъективными оценками лица, проводящего осмотр.
ВАЖНО! Если потерпевший не согласен с суммой ущерба, то страховщик обязан организовать экспертизу. Однако часто страховые организации пренебрегают своей обязанностью. В таком случае автолюбителю следует сделать экспертизу самостоятельно. Ее стоимость можно будет в дальнейшем включить в размер убытков, которые включаются в страховое возмещение. Также можно подключить к решению проблемы юриста по страховым выплатам, который путем грамотной правовой аргументации сможет «заставить» страховщика исполнить свою обязанность по проведению экспертизы.
- У страховой может быть свой «независимый» эксперт, который делает отчеты, искажая факты в пользу интересов страховщика.
- Не соблюдены требования к условиям осмотра. Этот фактор играет важную роль. Во-первых, осматриваемое транспортное средство должно быть чистым. Во-вторых, осмотр надо проводить в светлое время суток или в хорошо освещаемом помещении. Из-за игнорирования этих требований при осмотре может быть не замечена часть повреждений.
- При расчете ущерба не учитывается утрата товарной стоимости. Это частая причина для судебных баталий, потому что по закону страховые обязаны компенсировать УТС, на деле же страховщики удерживают эту сумму.
Что делать в случае обнаружения занижения: алгоритм действий от адвоката по страховым выплатам
Если вы столкнулись с ситуацией, когда страховая компания выплатила вам деньги с нарушением, нужно отстаивать свои права. По возможности, лучше с самого начала обратиться к опытному юристу по страховым выплатам ОСАГО, который поможет подготовить все предусмотренные законодательством претензии и заявления, собрать документы и доказательства, представить ваши интересы в органах страхового надзора и в суде.
Шаг 1. Обращаемся к страховщику
В случае занижения страховой выплаты, прежде чем жаловаться уполномоченным органам и должностным лицам, по закону сначала необходимо написать претензию страховщику. В ней указываются:
- данные о страховой организации-получателе (наименование и адрес);
- информация о заявителе – потерпевшем (ФИО, адрес, контакты, банковские реквизиты);
- реквизиты договора ОСАГО;
- описание страхового случая, на основании которого возникло право на выплату;
- ссылка на нарушение прав занижением суммы страхового возмещения;
- обоснование позиции: почему заявитель считает, что выплата занижена;
- требование доплатить недостающую сумму.
К претензии нужно приложить все документы, которые подтверждают отношения со страховщиком и допущенные им нарушения. Также лучше заранее позаботиться о проведении независимой экспертизы и приложить отчет специалиста к заявлению.
Страховщик обязан рассмотреть заявление в срок до 30 дней (если оно подавалось в электронной форме – до 15).
Шаг 2. Обращаемся к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг
Если в случае занижения страховой выплаты по ОСАГО претензия не сработала (страховщик отказался выполнить требования или вовсе не ответил), то потерпевший может обратиться к финансовому омбудсмену.
Омбудсмен уполномочен Банком России бесплатно рассматривать жалобы на финансовые организации. Его решения по жалобам являются обязательными для исполнения страховыми. При этом по аналогии с исполнительным производством они могут быть исполнены с помощью государственного принуждения.
Срок рассмотрения жалобы всего 15 дней. Личного присутствия заявителя не требуется. Есть возможность написать заявление в электронном формате.
Шаг 3. Обращаемся в суд
Если по каким-то причинам финансовый уполномоченный в установленный 15-дневный срок не ответил на ваше заявление или принял решение не в вашу пользу, у вас сохраняется возможность судебной защиты своих прав. Нужно подать исковое заявление на страховщика и представить свою позицию по спору в судебных заседаниях.
Путем обращения в суд можно не только добиться получения страхового возмещения, которое вам полагается по закону, но и:
- получить неустойку и штраф от страховой организации;
- возместить издержки, связанные с судебным разбирательством, в том числе оплатой юридических услуг;
- взыскать моральный вред.
Ущемление прав потерпевших страховыми организациями, в частности занижение страховой выплаты, это очень распространенная практика. Страховые набили себе руку на участии в таких спорах и знают, как безнаказанно «обманывать» ничего не сведущих в правовых вопросах граждан. Потому с беспределом страховых организаций лучше бороться с помощью юриста по страховым выплатам от ДТП. Знания законодательства и опыт участия в подобных делах – это 100% защита от уловок страховых компаний и гарантия успеха в противостоянии с ними. Звоните сейчас по телефону +7 (495) 960 95 49 или оставляйте запрос на сайте!