location

Москва, 2-й Сыромятнический пер. д.10А, каб.303

Как вернуть автомобиль ненадлежащего качества продавцу?

«Если вас не устраивает покупка, вы можете ее вернуть!» – примерно так рядовые граждане без глубоких познаний в области права понимают закон о защите прав потребителей. И пытаются вернуть купленный автомобиль продавцу. Тем более что причины для такого поступка могут быть более чем убедительные: машина оказалась совсем не того качества, с техническими дефектами и изъянами и так далее и тому подобное. А продавцы «почему-то» не торопятся перечислять деньги за порченые авто, покупатели чувствуют себя обманутыми и обивают пороги различных инстанций в поисках правды. Предлагаем взглянуть на эту ситуацию с точки зрения закона и правоприменительной практики.
 

Может ли покупатель вернуть автомобиль продавцу

 
Если отвечать однозначно на поставленный вопрос: «Можно ли вернуть автомобиль продавцу?», то – да, возможно. Дело лишь в том, на каких условиях. Как всегда, дьявол прячется в деталях. Принципиальное значение имеет:
 

  • продавец – является он физическим лицом или предпринимателем (ИП или организация);
  • срок, в течение которого покупатель намерен вернуть авто (считая с момента продажи);
  • гарантия – действующая или истекшая;
  • автомобиль – качественный или с дефектами.

 
Все эти условия подлежат оценке в совокупности, и только так позволяют понять реальные перспективы возврата авто после покупки.
 

Вариант №1:возврат нового автомобиля в автосалон

 
Ситуация следующая. Вы купили абсолютно новенький автомобиль в салоне у дилера, а буквально на следующий день обнаружилась поломка. И нет, Вам неинтересен бесплатный гарантийный ремонт, и менять на такую же не хотите, а требуете у салона забрать такой «агрегат» себе и вернуть Вам всю потраченную сумму. Можно ли вернуть авто в этом случае?
 
Ответ автоюриста: имеете полное право. Основанием для возврата автомобиля дилеру служит закон, защищающий права потребителей. В статье 18 так прямо и сказано. Автомобиль, как безусловно сложный товар с технической точки зрения, может быть возвращен продавцу (дилеру) до истечения 15 суток с момента передачи, если были обнаружены какие-либо недостатки. Причем неважно, насколько серьезным оказался выявленный дефект, главное, уложиться в указанный срок. Судебная практика по рассмотрению дел о возврате автомобилей в автосалон долгое время не могла прийти к общему знаменателю, пока Верховный суд в своем обзоре не обозначил принципиальную позицию по этому вопросу. Теперь стало проще.
 

Вариант №2: возврат автомобиля с пробегом в автосалон

 
Ситуация примерно такая же, как и в первом варианте, только покупался автомобиль, который уже «намотал» пробег. Сюда же можно отнести все случаи возврата нового авто в автосалон по истечении 15-дневного срока, когда гарантия все еще действует.
 
Практика возврата автомобиля автосалон в указанных случаях также обширна и зачастую успешна. Важно лишь учитывать некоторые юридические нюансы. Расторгнуть договор покупки можно будет только при соблюдении одного из условий:
 

  • тот дефект, что был обнаружен, является существенным;
  • постоянные поломки приводят к затяжному ремонту.

 
Под затяжным ремонтом следует понимать ситуацию, когда собственник не может пользоваться автомобилем больше месяца (в законе назван 30-дневный срок) в течение года с гарантийным обслуживанием. При этом для исчисления срока имеет значение не только период времени, отведенный на сам ремонт, но и на доставку транспортного средства от владельца до сервиса и обратно.
 

Вариант №3: возврат б/у автомобиля с истекшей гарантией автосалону

 
Особенность ситуации в том, что по закону дефектный автомобиль можно будет вернуть, но только не в автосалон, который продал авто, а производителю.
 
Процедура в этом случае юридически более сложная, поэтому нелишним будет заручиться поддержкой автоюриста для грамотной подготовки документов. Потребуется доказать, что обнаруженный изъян возник до получения транспортного средства покупателем, и последний в поломке не виноват. Ограничений по времени предъявления претензии на возврат автомобиля заводу-изготовителю (не автосалону) не установлено, кроме одного: нужно уложиться в срок службы ТС.
 

Вариант №4: как вернуть автомобиль продавцу-физическому лицу

 
Эта задача (вернуть б/у автомобиль продавцу-гражданину) по силам только «продвинутым пользователям». Во-первых, покупка автомобиля у граждан не подпадает под действие законодательства о защите потребителей. Во-вторых, решающее значение будет иметь договор купли-продажи, а именно его условия. Идеальный вариант, когда в документе есть пункты, в которых прямо говорится, что продавец:
 

  • гарантирует юридическую чистоту товара, то есть заверяет, что на авто не имеют права третьи лица (залог, арест и т.д.);
  • описывает технические характеристики авто и настоящим предупреждает покупателя обо всех дефектах ТС (уверяет в их отсутствии);
  • подтверждает, что передает вместе с ТС все необходимые документы;
  • обязуется забрать авто и вернуть деньги в случае обнаружения существенных неисправностей (как вариант, уменьшить стоимость соразмерно обнаруженным дефектам и вернуть разницу, компенсировать расходы на ремонт или произвести его самостоятельно).

 
Конечно, надеяться на добровольное и досудебное разрешение проблемы было бы слишком наивно, но в суде можно попытать счастья.
 

Вариант №5: вернуть авто в кредите

 
Ситуация примерно та же, только автомобиль куплен в кредит и находится в залоге у банка.
Положение усугубляется участием в деле третьего лица – банка, который, естественно, не заинтересован в транспортном средстве и хочет получить назад свои деньги. Что и сделает продавец авто (вернет средства кредитору) при аннулировании сделки. Если для покупки заемные средства привлекались не в полной сумме стоимости автомобиля, то возврат осуществляется в соответствующей пропорции кредитной организации и покупателю.
 
В любом случае, без серьезной юридической подготовки надеяться на успешный исход не приходится. Чтобы не страдать над вопросом, как вернуть автомобиль ненадлежащего качества продавцу, еще до совершения сделки желательно получить квалифицированную консультацию автоюриста. Он и автомобиль проверит, и продавца, и документы грамотно составит, так что не придется потом голову пеплом посыпать и корить себя за мнимую экономию.

По всем вопросам, не рассмотренным в данной статье, можно получить подробную консультацию у наших автоюристов по телефону +7 (495) 960 95 49 или на сайте онлайн. Вы сможете узнать, как вернуть налог при покупке автомобиля в автосалоне, что делать, если продавец не исполняет решение суда, и многое другое.