Штраф за езду без пропуска: платить или обжаловать?

Вот уже два месяца россияне находятся в подавленном состоянии: в мире свирепствует новый вирус, в стране объявлена ситуация повышенной готовности, которая на поверку оказалась не чрезвычайным положением, а самоизоляцией. Хотя по логике русского языка слово «само-» подразумевает некоторую добровольность, а в данном случае правильнее было бы сказать «принудительная изоляция». Во-первых, свобода передвижения (особенно на автомобиле) жестко ограничена, во-вторых, нарушителям установленного порядка грозит чувствительное наказание.
 
Власти столицы и в этом вопросе оказались «впереди планеты всей»: москвичам объявили, что теперь дорожные камеры будут следить не только за соблюдением правил ПДД, но и домашнего карантина. Проще говоря, начнут выписывать штрафы в автоматическом режиме тем, кто на дорогу выехал, а пропуск цифровой оформить забыл. Старт «акции» дан 22 апреля, и на сегодняшний день таких счастливчиков, помеченных «всевидящим оком», обнаружилось немало.
 
А в юридическом сообществе поднялась волна обсуждений, насколько законны введенные в столице беспрецедентные меры. Слышны возгласы о недопустимости подобного произвола, о противоречии «местных указов» Конституции и много чего еще. Так что же делать автовладельцам, штраф за отсутствие пропуска в Москве настоящий или как? Посмотрим на эту ситуацию не с теоретической (отвлеченной) точки зрения, а самой что ни есть практической. И решим – платить штраф, забыть или обжаловать.
 
Наши автоюристы подготовили для вас логическое и юридическое обоснование данного решения. Итак, законны ли штрафы за несоблюдение ограничений во время самоизоляции?
 

Правовое регулирование самоизоляции: иерархия законодательных актов

 
Для начала – небольшой ликбез по праву, чтобы понимать «откуда ноги растут» (кому уж совсем неинтересно, может пролистать до следующей главы). Все нормативные акты имеют строгую иерархию и соподчиняются таким образом, что нижестоящий документ может уточнять и разъяснять вышестоящий, но никак не расширять его границы. Главный закон – Конституция, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, далее следуют Федеральные и региональные законы, на их основе принимаются подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства, ведомственные и местные акты). Для каждого документа предусмотрен строгий регламентированный порядок принятия, изменения и вступления в силу. Таким образом обеспечивается существование единой стройной законодательной системы.

 
Какими нормативными актами регулируется введенный в Москве режим самоизоляции? Если воспринимать вопрос буквально – то никакими. Данный термин носит скорее прикладное значение, упоминается в КоАПе Москвы в связи с назначением штрафов, в то время как в официальных документах сложившаяся обстановка именуется как режим повышенной готовности. Также можно встретить указание на правила при угрозе чрезвычайно ситуации, ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

 
Если следовать логике законодателя по введению карантинных мер, то ситуация складывается следующая (из-за чего весь сыр-бор).
 

  • Конституция не допускает ограничений прав и свобод граждан, исключительные случаи устанавливаются федеральными законами (не подзаконным актом!) и в условиях чрезвычайного положения (не карантина!).
  • В апреле этого года закон о ЧС (68-ФЗ) был спешно изменен, и в нем появилась норма о полномочиях правительства вводить необходимые ограничения на отдельно взятых территориях.
  • На основании указанного федерального закона в некоторых субъектах появились особые правила поведения граждан во время режима повышенной готовности (в столице, например, Указ мэра №12-УМ).

И хотя в вышеупомянутом законе говорится о чрезвычайной ситуации, а в Указе мэра – о повышенной готовности, что представляет собой основание для юридической коллизии, но на практике граждан за нарушение установленных правил массово штрафуют.
 

Штраф в период карантинных мер: кому и за что

 
Камеры, установленные на дорогах столицы, уже никого не удивляют. И к штрафам, оформляемым в автоматическом режиме, народ давно привык. Но то было за нарушение скоростного режима, выделенную полосу и иные «выкрутасы». В ПДД можно ознакомиться с полным перечнем правил поведения на дороге, а из КоАП извлечь возможные варианты наказаний за нарушения. В частности, кодексом закреплено, что штрафовать нарушителей можно в упрощенном порядке. То есть для привлечения автовладельца к ответственности не требуется личное участие инспектора ДПС в административном расследовании, когда он останавливает водителя, получает объяснения и составляет протокол. Теперь все эти функции (свидетеля и обвинителя) выполняет дорожная камера, которая в автоматическом режиме фиксирует нарушения. Владелец авто также автоматом признается виновным. Обращаем внимание, к ответственности привлекается не тот человек, что фактически управлял машиной в момент фотофиксации, а ее хозяин, тот, кто указан в документах транспортного средства. Не согласны? Докажите обратное, через суд, конечно.

 
Данная практика была взята как основа для контроля за соблюдением гражданами режима самоизоляции (повышенной готовности). По аналогии автомобилистов стали штрафовать в упрощенном и ускоренном режиме по данным дорожной камеры, если за указанным транспортным средством не числился оформленный спецпропуск. Правда, в федеральном КоАПе черным по белому написано, что фотовидеофиксация используется только для наказания за нарушения в области правил дорожного движения и благоустройства, а в московском КоАПе по камеры наблюдения вообще ни слова, но, как говорится, факт есть факт.
 

Специальные пропуска

 
Цифровые пропуска обязаны оформлять все московские (и не только) автомобилисты и мотоциклисты, которые решили по какой-либо причине выехать в город (уехать из города). В Москве электронные пропуска введены нескольких видов:

  • для работающих граждан;
  • для лиц со служебными удостоверениями (адвокаты, журналист и др.);
  • для визита к врачу;
  • для иных целей.

Причем последний можно оформить только дважды в неделю.

 
Спецразрешение представляет собой код из букв и цифр, который заносится в единую электронную базу. Этот код позволяет идентифицировать его владельца, и в то же время он привязывается к определенному автомобилю. Если сотрудник ДПС остановит автомобиль для проверки, то на основании указанного кода система на служебном устройстве выгрузит данные о сроке действия пропуска, лице, его оформившем, о цели поездки и т.д. Инспектор сверит полученные электронные данные с фактическими из документов на машину и паспорта на владельца. Если все в порядке, то и говорить не о чем, а вот если данные не совпадают, начинаются проблемы.

 
Московский кодекс установил драконовские штрафы за езду по городу без спецпропусков – 5 тыс. рублей. Под эту статью (3.18.1 КоАП г.Москвы) подпадают ситуации, когда:

  • гражданин передвигается по городу без оформленного цифрового пропуска на указанную дату;
  • пропуск оформлен с нарушениями (не тот владелец, иная машина);
  • в базе данных сведения о пропуске отсутствуют.

 
О последнем случае следует сказать отдельно. Система выдачи пропусков подверглась серьезной нагрузке, с которой ей не всегда удавалось справится: то сайт висит, то данные некорректно отображаются. Чтобы информация успела отразиться в базе, подавать сведения было рекомендовано за 5 часов до поездки! А были случаи, когда автовладельцы уже в пути получали сообщения об аннулировании оформленного пропуска. Так и становились злостными нарушителями (пойди докажи обратное).

 
Хорошо, если общаешься с представителем правопорядка вживую, можно и ситуацию объяснить и совет дельный получить. А в Москве помимо инспекторов ГИБДД за передвижением автомобилей следят еще и камеры, фиксируя номера и сверяя данные со своей базой пропусков, привязанных к авто. Любая несостыковка в цифре-букве – получите штраф автоматом. Напомним, это 5 тысяч рублей С КАЖДОЙ КАМЕРЫ, и заплатит их владелец автомобиля. Неважно, кто именно был за рулем, как он оформлял пропуск, ответственность несет собственник транспортного средства. Не согласен – обжалуй.
 

Возможность обжаловать штрафы за езду без пропусков

 
Вопрос с жалобами на привлечение автовладельцев к ответственности по статье за нарушение самоизоляции – один из самых сложных и интересных. По закону, постановление о наложении штрафа можно обжаловать несколькими путями, например, подать:

  • в МАДИ (именно эта инспекция выносит штрафы в упрощенном порядке на основании данных дорожных камер);
  • в районный суд (причем, не по месту жительства заявителя, а по адресу фиксации правонарушения).

 

На все про все срок – 10 дней. «Воевать» с чиновниками из МАДИ имеет смысл только в случае наличия чисто технической ошибки, в иных случаях советуем не терять время и сразу обращаться в судебные органы.

 
О правилах обжалования штрафа за отсутствие пропуска при передвижении на автомобиле в период самоизоляции можно почитать здесь.

 
Количество обжалованных актов о привлечении к ответственности за нарушение самоизоляции все еще не даёт чёткого ответа на вопрос о законности штрафов, полученных с камер наблюдения, но определенная тенденция намечается.
 

Судебная практика в отношении карантинных мер

 
На днях Верховный суд выпустил Обзор, в котором рассматривал вопросы административных правонарушений. Во-первых, ограничительные меры в связи с пандемией были признаны основанием для восстановления процессуальных сроков. Уже что-то.

 
Во-вторых, и это самое главное, ВС установил, что выписывать штрафы автомобилистам за нарушение карантинных мер следует по федеральному кодексу (КоАП), а не московскому. Это статьи 20.6.1. и 6.3, где штраф исчисляется от 1 тысячи и 15 тысяч рублей соответственно. В данных вопросах региональный КоАП вообще не должен применяться. Причем, наказывать за отсутствие пропуска никак нельзя на основании данных фотофиксации с камер. К ответственности должны привлекаться те, кто фактически не выполняет установленные правила самоизоляции, только тогда можно говорить о законности, справедливости и индивидуализации наказания.

 
Конечно, как юристы мы не можем не отметить некую «пространность» рассуждений высшего суда. Сложно предсказать, как на практике нижестоящие суды будут трактовать жалобы на штрафы, выписанные автовладельцам с помощью дорожных камер. Рискнут ли они в массовом порядке отменять штрафные санкции или займутся квалификацией нарушений на основании статей регионального кодекса – покажет только время.

 
Мы занимаем активную позицию в вопросах юридической поддержки граждан при обжаловании штрафов за отсутствие цифрового пропуска. Но пока все дела находятся в судах только в стадии рассмотрения, выигранных дел еще нет. Но есть все шансы на успешный исход дела.
 

Виды мошенничества, скрывающихся под личной обеспечения ограничительных мер в связи с пандемией

 

  • На стекло автомобиля под дворник закрепляется листочек с уведомлением о выписанном штрафе. Все подробности предлагается узнать, перейдя по QR-коду.
  • На гаджет приходит смс-сообщение о назначении штрафа с предложением уплатить его по номеру телефона.

 
Надо ли пояснять, что переход по ссылке не сулит ничего хорошего, равно как и перевод средств по указанному в сообщении номеру.

Возьмите себе за правило: если есть сомнения в законности и обоснованности привлечения вас к ответственности, заручитесь поддержкой профессионального юриста. Консультации по общим вопросам защиты прав автомобилистов наши автоюристы оказывают совершенно бесплатно. Звоните сейчас по телефону +7(926) 124 00 70!