Многие юристы, работающие со страховыми выплатами, утверждают: страховые компании слишком часто пытаются освободиться от обязанности осуществлять выплаты по страховым случаям. Страховщики ищут в ДТП любую зацепку, которая поможет переложить вину на своего клиента. Потому автовладельцам следует быть подкованными в этом вопросе и заблаговременно прояснить, когда отказ в страховой выплате по ОСАГО является правомерным, а когда страховщик действует незаконно.
В каких ситуациях отказ в выплате страхового возмещения по ОСАГО правомерен?
Причины законного отказа в страховой выплате по договору ОСАГО прописаны в соответствующем законе, Правилах обязательного страхования, а также непосредственно в самом договоре. Потому, если вы столкнулись с проблемой отказа в выплате по итогам аварии, первым делом загляните в эти документы.
Распространенными правомерными причинами отказа в выплате являются случаи:
- причинения вреда вследствие умысла потерпевшего;
- наступления повреждений вследствие форс-мажора, ЧС и т.п.;
- отсутствия страховки у виновника аварии;
- пропуска всех разумных сроков для оповещения страховой компании о наступлении страхового случая;
- предоставления неполного комплекта документов;
- причинения только морального вреда или ущерба в виде упущенной выгоды;
- другое.
Обратите внимание! В некоторых из перечисленных ситуаций страховщик может оказаться не прав. Например, иногда страховые компании специально требуют лишние документы и отказывают потерпевшим неправомерно. Если вы считаете, что отказ страховой компании в выплате по ОСАГО несправедлив, обратитесь за консультацией юриста по страховым выплатам в результате ДТП.
Порядок действий при отказе страховой в выплате
Если вам отказали в возмещении по ОСАГО, и вы считаете, что ваши интересы незаконно ущемлены – обязательно добивайтесь справедливости. Несмотря на то, что оснований для правомерного отказа не так много, страховщики частенько отказывают в выплатах, рассчитывая на бездействие потерпевших и незнание ими законодательства. Чтобы процесс восстановления законных прав не зашел в тупик, разумнее обратиться за поддержкой к грамотному специалисту – адвокату по страховым выплатам.
Что касается порядка разрешения конфликта со страховщиком в рамках ОСАГО, закон установил жесткие правила.
Досудебное урегулирование конфликта
Сначала страховщику направляется претензия с обоснованием позиции заявителя и требованием исправить ситуацию. Примерное содержание заявления:
- реквизиты получателя (название и адрес страховой, отказавшей в выплате);
- информация о потерпевшем (ФИО, адрес, контакты, банковские реквизиты для получения возмещения);
- описание произошедшей ситуации (начиная от события ДТП, возникновения права на выплату, заканчивая немотивированным отказом);
- описание, почему отказ является неправомерным (здесь лучше со ссылками на законы, может понадобиться помощь юриста по страховым выплатам ОСАГО);
- требование осуществить выплату;
- предупреждение о намерении обратиться в суд в случае неудовлетворения претензии.
К претензии нужно приложить все документы, касающиеся спорной ситуации и подтверждающие наличие обязательств страховой организации из договора по ОСАГО (документы об аварии, страховой полис и др.).
Закон дает страховщику на размышление от 15 до 30 дней. После указанного периода, если заявитель не получил ответ или реакция страховой компании его не устраивает, он может привлечь к разрешению спора независимого финансового уполномоченного.
Рассмотрение спорной ситуации финансовым омбудсменом для заявителя является бесплатным, а его решения – обязательны для исполнения страховщиком. Причем разрешение конфликта с участием уполномоченного представляет собой форсированный процесс: на него отводится всего 15 рабочих дней, присутствие заявителя не требуется плюс возможность подавать документы в электронном виде. В случае отказа страховщика добровольно исполнить решение омбудсмена, есть возможность использовать методы государственного принуждения (по аналогии с исполнением судебного решения).
Если и этот вариант не придется по душе заявителю, он имеет право все по тому же поводу обратиться уже в суд. Досудебный порядок разрешения спора считается соблюденным.
Обжалование отказа страховщика в суде
В исковом заявлении указывается та же информация, что и в досудебных заявлениях. При этом обязательно требуется соблюсти все процессуальные формальности:
- подтвердить соблюдение досудебного порядка урегулирования разногласий со страховщиком;
- оплатить правильно рассчитанную государственную пошлину;
- отправить всем участникам процесса копии документов по делу.
Поэтому исковое заявление и все приложения к нему изготавливаются в нескольких экземплярах: для суда, для ответчика, для истца (не обязательно, но лучше сохранить копию и для себя).
Судебное рассмотрение страхового спора дает возможность не только переиграть решение страховщика и финансового уполномоченного, но также получить:
- моральную компенсацию;
- пени за просрочку исполнения обязательств страховой компанией;
- штраф со страховщика в размере половины недоплаты;
- возмещение всех своих судебных расходов и издержек, включая профессиональную юридическую поддержку.
Но есть и минусы: судебное разрешение дела может затянуться на месяцы. За одно судебное заседание дела решаются редко. Может понадобиться проведение независимой транспортно-трасологической или иной судебной экспертизы.
Дополнительная информация. Транспортно-трасологическая экспертиза – экспертиза, которая направлена на установление деталей произошедшего ДТП. С помощью нее определяют причины и виновников аварии.
После положительного решения суда вы сможете получить положенное вам страховое возмещение на основании исполнительного листа (если ответчик добровольно не исполнит решения суда).
При оспаривании отказа страховой в выплате по договору обязательного страхования не стоит пренебрегать услугами автоюристов. В частности, для составления иска и представления интересов в суде лучше обратиться за профессиональной помощью. Специалисты компании «Автоюрист.ру» по страховым выплатам обладают необходимыми знаниями законодательства и судебной практики, имеют опыт участия в таких спорах, что повышает шансы на победу в противостоянии со страховщиком. В случае положительного исхода дела издержки, связанные с оплатой услуг юриста, компенсирует ответчик (страховая компания).
Звоните сейчас по телефону +7 (495) 960 95 49 или оставляйте запрос на сайте!