Новые штрафы ГИБДД: последние изменения

Ежедневно просматривая новостные заголовки о новых законах и штрафах ГИБДД, как профессиональный юрист, не могу не ужаснуться происходящему. Понятно, что в битве за аудиторию все средства хороши, но, чтобы так откровенно … выдумывать – это уже перебор. Чего только не встретишь на просторах Интернета: и про обязанность всем и каждому видеорегистратор в авто установить (привет продавцам данных гаджетов), и про новые немыслимые штрафы ГИБДД с мая 2020 года, причем кто-то даже уточняет, что драконовские меры вступают в силу с 11 мая (у кого-то 19-го или 21-го, не суть). А проверишь информацию на подлинность – и нет ничего, один хайп. Предлагаем разобраться вместе, появилось ли что-то новое в правилах и штрафах ГИБДД в 2020 году.
 
В России сложилась традиция, что основная часть законодательных изменений готовится в течение года и, как правило, вступает в действие с января. Причиной тому технически и юридически сложные процессы принятия законов: выдвигается инициатива, разрабатывается законопроект, выносится на обсуждение Государственной Думой и Советом Федерации, утверждается и передается на подпись Президента (так выглядит схема в общих чертах). Иногда обстоятельства требуют принятия срочных мер, и тогда нововведения без отлагательств вступают в силу с указанной даты. Для нас принципиальное значение имеют такие понятия как: инициатива, законопроект, закон.

  • Даже если на одном из федеральных каналов официальный представитель ГИБДД заявляет о необходимости введения новых штрафов с 2020 – это всего лишь намерение и никаких правовых последствий для граждан не несет.
  • Если «прошла» информация, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект о введении новых штрафов ГИБДД – еще не значит, что законопроект будет одобрен в таком виде (если вообще будет принят, а то увязнет в дебрях бюрократии).
  • Даже если федеральный закон, дополняющий таблицу штрафов ГИБДД новыми данными, подписан Президентом – смотрим внимательно дату вступления его положений в силу (закон может быть датирован этим годом, а изменения начнут действовать со следующего).

 
Отсюда такая неразбериха. Многие журналисты не имеют юридического образования и потому не видят принципиальной разницы между действующими законами и законопроектами. И вводят население в заблуждение своими свободными интерпретациями и провокационными заголовками (по незнанию или намеренно?). Стоит сравнить так называемые «новые» штрафы ГИБДД по состоянию, скажем, на 11 мая 2020, взятые из официального источника (КоАП РФ в актуальной редакции), и любую интернет-страничку с новой таблицей штрафов ГИБДД 2020 года, чтобы все встало на свои места.
 

С нового года на территории России и отдельных ее субъектов введены следующие изменения (в том числе новые штрафы ГИБДД):

 

  • Семьи со статусом «многодетные» освобождены от необходимости платить транспортный налог на легковой автомобиль (с учетом некоторых нюансов по доходам).
  • В трех городах особого значения (Москва, Питер и Севастополь) запрещена стоянка во дворах жилых домов. Запрет коснулся только коммерческого и грузового транспорта (включая такси и каршеринг). Штрафы от 1 тыс. рублей для граждан и до 50 тыс. рублей для организаций.
  • Изменен порядок получения и замены автомобильных номеров. Транзиты больше не выдают. Теперь машину уже из салона забирают с регистрационными знаками. За езду без номеров штраф 5 тыс. рублей или лишение прав на 1-3 месяца.
  • С января поднялся утилизационный сбор в отношении импортируемых автомашин.
  • Тонировка авто по-прежнему вне закона, но теперь владельцы получили возможность избавляться от пленки на стекле не на дороге, а в течение суток с даты составления протокола.

 

Также в течение года вступят в силу следующие поправки:

 

  • С февраля должны были установить тахографы сначала в автобусы весом более 5 тонн, затем и на остальные. С 30 июня для перевозки детей на всей территории России нельзя будет использовать старые автобусы (более 10 лет с даты выпуска ТС).
  • При расчете стоимости ОСАГО с апреля используют новую методику расчета коэффициента за безаварийность. Выплата за причиненный вред здоровью выросла с 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Штраф за отсутствие полиса ОСАГО 800 рублей, причем в столице (а также Санкт-Петербурге и Севастополе) штрафовать будут на основании данных автоматической камеры.
  • С июня установлен «двойной» контроль прохождения ТО автомобиля. Теперь документ должен оформляться в электронном виде, а сам процесс подлежит фотофиксации (проверка МВД и РСА). Штраф за отсутствие ТО – 2 тыс. рублей.
    С июля владельцы обновленных авто, в конструкции которых были внесены серьезные изменения, должны будут перемещать машину на эвакуаторе до тех пор, пока не получат разрешающее свидетельство из спецлаборатории.
  • Также с этого лета (июль) выдача медицинских справок начнет осуществляться по новым правилам. Ввоз праворульных легковых авто существенно усложниться, а для подобной спецтехники и грузовых машин вообще станет невозможен.
  • С осени (октябрь) изменится порядок сдачи экзаменов на права.
  • С 1 ноября для автомобилей вводятся электронные паспорта (ПТС), причем не только для отечественных, но и импортных.

 
Детали многих нововведений все еще прорабатываются, как, например, вопрос об ужесточении наказания за вину в ДТП с участием детей (несовершеннолетних). Некоторые новые штрафы ГИБДД активно обсуждаются, но по состоянию на 11 мая текущего года еще не утверждены. Другие вообще относятся к разряду слухов.

Мы понимаем, как трудно неюристу разобраться во всех тонкостях законотворческого процесса. Поэтому наш профессиональный долг – вносить ясность в правовые вопросы. Компетентные автоюристы готовы дать бесплатную консультацию онлайн либо по телефону +7 (495) 960 95 49. Также предлагаем юридическую помощь дистанционно.